Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Версия для слабовидящих

Родителям

Общая информация

В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи.
В ст. 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются  первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Основными направлениями взаимодействия с семьей являются:

  • вовлечение родителей в единое образовательное пространство;
  • изучение запросов родителей в образовательных услугах, формах работы с детьми и родителями;
  • просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников, выбираются наиболее эффективные формы. Это родительские собрания, круглые столы, деловые игры,беседы, консультации, лектории, совместная трудовая деятельность, посещения на дому,  совместные праздники и развлечения и т.д.

Мы хотим добиться наибольших успехов в воспитании детей, поэтому и используем активное систематическое сотрудничество с родителями. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения,  нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями дошкольников, становясь, по словам А.У. Хараша, «партнерами в собственном смысле слова, собеседниками, связанными отношениями соавторства, взаимной поддержки и взаимопомощи».

Для этого необходимо попробовать почувствовать новый опыт диалогического общения, который основывается на следующих принципах диалогического общения:

  • готовность сотрудничающих сторон доверять компетентности друг друга;
  • открытость общения, выражающаяся в предъявлении своего внутреннего мира каждой стороны (даже в ситуации, когда кто-то из партнеров оказывается «не услышанным»);
  • безоценочный характер общения, строящийся на языке принятия и соучастия;
  • конфиденциальность общения, подчеркивающая его личностную направленность;
  • субъект-субъективные отношения, предполагающие смену активной позиции каждой стороной, когда слушающий становится говорящим. И наоборот, а также закрепление ответственности за выбор своего поведения в процессе общения.

Если вы все же чувствуете себя пока более комфортно в рамках ролевого общения. Вам придется иметь дело с оценивающими отношениями, в которых трудно понять потребности другого и озвучит свои, так как смещение ответственности на собеседника сводит на нет доверие партнеров,  и ставит под сомнение компетентность друг друга.

Если вы решили выбрать диалогические отношения. Пред вами расширится пространство для межличностного взаимодействия, где каждый ответственен за собственный выбор поступков, за культуру самовыражения мыслей и чувств, за свои ожидания от противоположной стороны.

Надо признать, что в профессиональном сознании и практической деятельности каждого сотрудника  находят отклик следующие важные положения, внесение которых в реальные отношения «педагог-коллеги-ребенок-родитель» будет способствовать оптимизации сотрудничества педагогов дошкольного учреждения с семьями:

  • Каждая из сотрудничающих сторон самоценна: никто не главнее и не лучше, вклад каждой стороны в развитие и социализацию ребенка уникален.
  • Педагогический коллектив обеспечивает в глазах родителей высокий профессиональный уровень воспитания и образования детей в соответствии с требованиями общеобразовательной программы.
  • В оказании комплексной психолого-педагогической и социально-педагогической помощи семьям важна интеграция усилий всех специалистов без дублирования друг друга.
  • Текущая и перспективная деятельность дошкольного образовательного учреждения соответствует интересам и социокультурным потребностям семьи ребенка; педагоги в общении с родителями и ориентируются на структуру и типологию конкретных семей воспитанников.
  • Педагоги и другие специалисты учитывают в общении с родителями индивидуальные особенности и потребности, как ребенка, так и его родителей.
  • Педагоги следуют диалогическому пути развития взаимоотношений с родителями; открытости и конфидициальности отношений, сочетанию конвенционального (делового) стиля общения на основе договоров с личностным стилем, в рамках которого нет запрета говорить, что видишь, чувствуешь, о  чем думаешь.
  • В общении друг с другом важно следовать культуре выражения мыслей, чувств, желаний с учетом принципа: «В конфликте не прав тот, кто умнее».
  • Родителям предоставляется право быть в полной мере информированным о жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении, успешности его роста и развития.
  • Всеми педагогами и специалистами дошкольного учреждения используются максимально разнообразные способы вовлечения родителей в жизнь группы и детского сада с целью обогащения воспитательного опыта матерей и отцов.
  • Педагогический коллектив проявляет поддержку общественной активности родителей и готовность всегда пойти навстречу инициативным действиям семьи.
  • В дошкольном учреждении создается предметная среда, способствующая комфортному самочувствию детей, их родителей и педагогов, конфиденциальному общению со специалистами. В ДОУ имеется помещение для индивидуального общения специалистов с семьями, организации консультативной помощи родителям, возможности пользоваться литературой по семейному воспитанию.
  • Работники дошкольного учреждения устанавливают связи с представителями территориальных служб социальной помощи семье и ребенку, а также другими социальными институтами (общеобразовательная школа, детская поликлиннника, музыкальная школа, стадион, музей, районная библиотека и др.).

Ежедневное общение с родителями детей посещающих дошкольное образовательное учреждение, осуществляют воспитатели группы.

Стиль взаимодействия с родителями воспитанников складывается постепенно и определяется рядом факторов:

  • Принятая субординация и границы компетентности в принятии решений и ответах на различные вопросы родителей. В зависимости от конкретных условий, вопросы могут  решаться по-разному - важно лишь, чтобы все сотрудники точно знали, какие из них они вправе обсуждать с родителями, а  какие нет.

Например: «Почему мой ребенок часто плачет по утрам и вообще плаксив?» Для ответа на этот вопрос необходимо индивидуальное наблюдение за ребенком, анализ семейной ситуации и того, как проходит ежедневный прием детей в группе. Оптимально, если этот вопрос будет адресован психологу детского сада.

  • Вопросы оплаты услуг ДОУ, качества работы сотрудников, их квалификации, а также претензии по этому поводу должны быть адресованы только заведующей и методисту.
  • По содержанию общение воспитателей с родителями должно касаться только детей и их проблем.
  • Общение воспитателя с родителями дает ему возможность:
    • получить информацию о ребенке и о том, как проходит его жизнь в семье;
    • поделиться своими наблюдениями и передать родителям обратную текущую информацию о ребенке;
    • способствовать обеспечению единого воспитательного процесса в детском саду и в семье;
    • содействовать максимальной эффективности образовательного процесса.

Надеемся, что в вашем лице, дорогие родители, мы всегда будем находить поддержку и понимание!

Рекомендации для детей 4-5 лет

Если ребёнок в возрасте 4-5 лет плохо произносит слова или искажает их структуру, если он не запоминает простые четверостишия, сказки и рассказы, если у него низкая речевая активность, это серьёзный сигнал стойкого системного нарушения всей его речевой деятельности. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) нарушено формирование всех компонентов языковой системы. Это и лексика (словарный запас), и грамматика, и связная речь, и звукопроизношение. Речевая недостаточность у детей может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развёрнутой с выраженными нарушениями лексики, грамматики и звукопроизношения. В соответствии с этим принято деление на уровни речевого развития, при которых общим считается значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношение и фонематическое восприятие. Недоразвитие всех компонентов речи у таких детей сопровождается недостаточной регуляцией мышечного тонуса, неточностью двигательных дифференцировок, наблюдается истощаемость всех психических процессов, выражена моторная неловкость.

Поэтому коррекционная работа по преодолению недоразвития речи направлена на формирование правильного звукопроизношения, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи. Коррекционная работа включает в себя индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия, осуществление преемственности в работе логопеда и воспитателя, логопеда и родителей.

Все мы хотим, чтобы наши дети хорошо развивались, свободно и уверенно общались со сверстниками и взрослыми, хорошо учились в школе, а встав взрослыми, получили престижную профессию, сделали блестящую карьеру. И, конечно, все мы хотим помочь детям добиться успеха. Уже сегодня мы можем заложить базу для будущего нашего ребёнка. Только нужно знать, что делать и как делать. Ответ на первый вопрос прост: учите ребёнка правильно говорить. Учась говорить, он научится думать.

Что значит говорить правильно? Это значит иметь развитый активный словарь, который к 4-м годам в норме достигает 3000 слов. Речь должна быть грамотной. Ребёнок должен правильно: употреблять падежные окончания, предлоги, согласовывать прилагательные и числительные с существительными; пользоваться развёрнутой фразовой речью, уметь пересказывать небольшие рассказы и сказки, рассказывать о содержании сюжетной картины. К 5-ти годам должно сформироваться правильное произношение всех звуков родного языка.

В средней группе коррекционная работа проводится по изучению лексических тем. В рамках каждой лексической темы предлагаются тренинги по словоизменению и словообразованию, правильному употреблению предлогов. Отобранные лексико-грамматический материал предусматривает дальнейшее накопление и уточнение пассивного и активного словаря, расширение знаний различных форм слов и оборотов разговорной речи, активизацию и совершенствование имеющихся у детей речевых навыков и, в конечном счёте, развитие связной речи.

В процессе выполнения заданий проводится работа над словом, словосочетанием, предложением. Указанные направления тесно связаны между собой.

Помочь детям сознательно усвоить слова и активно пользоваться ими помогут следующие упражнения:

«Подбери определение» - например, к слову «помидор». Какой он: красный, круглый, большой, сочный, спелый, вкусный …

«Узнай предмет по описанию» - зелёный, длинный, овальный, сочный … (огурец); ласковая, добрая, любимая, нежная … (мама) …

«Кто что делает?» - повар… (варит, жарит, печёт, солит, чистит…); ветер … (воет, стучит, срывает листья, поднимает пыль, надувает паруса …) …

«Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелом, углём, фломастером, красками …

«Назови часть целого» - у дерева (ствол, ветки, корни, листья, почки); у стула (ножки, спинка, сиденье).

«Что бывает красным (жёлтым, синим, зелёным …)?» - красный мяч, красный шар, красная ягода, красная звезда …

«Кто как голос подаёт?» - кошка – мяукает, гусь – гогочет, волк – воет, воробей – чирикает …

«Считай правильно» - один мяч – два мяча – три мяча – четыре мяча – пять мячей; одна кукла – две – куклы – три куклы – четыре куклы – пять кукол; …

Играем пальчиками и развиваем речь

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки! Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаем Вам ряд игр с сыпучими материалами:

Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.»

Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:

«Зашагали ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ- топ- топ.
Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,
Вот как мы умеем: топ- топ- топ».

Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.)

В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы.

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.

Советы тем, кто хочет научиться петь

Каждый человек, родившись, получает от матушки – природы драгоценный и великий дар – голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть им. Обучать ребенка пению лучше всего используя для этого собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар. Помните, что объем детского голоса не велик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения. При обучении пению всегда идите от более простого к более сложному.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ.

Прежде чем начать разучивать понравившиеся песенки, определите, справится ли с ними ребенок, соответствуют ли они возможностям его голоса. Даже если песня очень понравилась и вам, и ребенку, пение её может принести большой вред, если она не отвечает особенностям возраста.

При подборе песенного репертуара учитывайте следующее:

  1. Содержание песен должно отражать круг интересов ребенка.
  2. Просмотрите текст, прочитайте его выразительно в слух и найдите сложные для понимания слова, словосочетания, фразы – их нужно объяснить ребёнку.
  3. В мелодии песни найдите сложные по ритмическому рисунку такты.
  4. Обратите внимание на протяженность музыкальных фраз. Помните, что темп дыхания у детей более частый, чем у взрослого. Фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребенку не приходилось разрывать их в процессе пения.
  5. Объём звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребенка.

У детей 3 – 4 лет – это всего 4 – 5 звуков, у детей 6 – 7 лет он расширяется до октавы.

Все эти рекомендации вы должны учесть, прежде чем споёте ребёнку песню. Первоначальное исполнение должно быть ярким, выразительном. Только при это условии у ребенка появится желание выучить песенку.

Для Вас, родители

«Адаптация ребенка к детскому саду» (Консультация педагога-психолога) скачать

Меры безопасности на льду